facebook
Следите за «Milanweek.ru»

Интервью с региональным менеджером Seedstars о стартапах и не только

Seedstars

СТАРТАПЫ И БИЗНЕС

Интервью с региональным менеджером Seedstars о стартапах и не только

Seedstars является глобальной организацией со штаб-квартирой в Швейцарии, работает на рынках более 60 стран по всему миру. Миссия компании — оказывать влияние на развивающиеся рынки через предпринимательство и сферу технологий.


Seedstars  развивает и стимулирует стартап-экосистемы, соединяя и инвестируя в самих предпринимателей. Компания объединяет лучших из них с инвесторами, корпорациями и медиа, помогая выйти на новые рынки.

3 марта 2016 года прошёл финал Seedstars World Summit, на котором выбрали из более чем 54 стран лучшие стартапы в следующих категориях:

  • Seedstars World Global Winner
  • Best Travel Startup
  • Best Space Startup
  • Best Innovative Startup
  • Best Woman Entrepreneur
  • Best Employment Startup
  • Public Vote Prize

Milan Week своими глазами увидел как всё происходило. Этой статьёй мы открываем цикл интервью о людях и их стартапах.

Первое интервью Milan Week взял у Игоря Овчаренко, регионального менеджера Seedstars на рынках Восточной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки.

игорь овчаренко seedstars
MW
: — Расскажи, как ты пришёл к тому, где ты сейчас, то есть занимаешься стартапами?

Игорь: — Сейчас расскажу очень смешную историю.

Вкратце — если бы не п…рно, я бы не попал в стартапы. Как бы это не звучало…

Работал с друзьями над своим собственным проектом, мы занимались онлайн-рекламой для США и Великобритании. Всё было окей, но потом начали появляться “rtb” платформы и мы стали не конкурентоспособными, плюс ко всему, прибыли не те и я начал искать новую работу. Кстати, не получил визу в Италию  — это был первый отказ в моей жизни. А я в Венеции должен был делать предложение моей девушке.

После отказа в визе я начал искать “белую” работу, так как последние 5 лет я не работал официально. Пошёл на собеседование в контору сайта онлайн знакомств №1 в Великобритании, офис был через дорогу, платили немного, но у меня были сбережения и я просто хотел получить работу. Прошёл собеседование — всё классно, и вот тут они меня спрашивают: «Игорь, класс. Ведь мы вам всё рассказали? Знаете про специфику, верно?» Я ответил: «Да, сайт знакомств в Великобритании». А мне говорят: «Ну, не совсем.» И тут они разворачивают ноутбук, а на экране порно вариант Facebookа. А таким образом я зарабатывать не намеревался, поэтому я их поблагодарил и ушёл. Девушка, которая занималась подбором персонала в компании, одновременно выполняла ту же работу и для других фирм; она сказала, что я ей понравился и попросила разрешения порекомендовать меня, если найдёт что-то интересное.

Через пару дней она мне позвонила: “Игорь, это совсем не ваша сфера, но вы идеально подойдёте”. Это оказалась IDCEE — конференция организованная Викторией Тигипко. Я прошёл все собеседования, из 50 человек выбрали только двоих. Официально роль называлась «Social Community Manager” и подобного опыта у меня никогда не было. В компании была Ира Полищук, которой я и ассистировал. Там я занимался всем чем угодно: работал со стартапами, партнерами, спикерами, дизайнерами, занимался сайтом. В 2012 году у нас была команда из 3 человек, которая занималась логистикой, а также Виктория Тигипко и Игорь Семёнов, чьей задачей был контент. Я тогда вообще не знал про стартапы, про венчурные фонды, но всему достаточно быстро научился. Мне всегда нравилось что-то такое, но интересовался больше научной частью, робототехникой. Проработал 3 года в IDCEE, потом в Украине произошли известные нам события и Виктория должна была закрыть проект. После этого я провёл конференцию в Кейптауне под эгидой итальянской компании U-Start, а спустя 4 месяца меня порекомендовали в Seedstars. И вот я с середины апреля 2015 года занимаюсь Seedstars World.

MW: — Когда вы ездите по странам для отбора стартапов, как отбираете проекты?

Игорь: — Критерии отбора следующие: компании до 2 лет, до 0,5 млн дол. инвестиций и наличие MVP (перев. “minimum viable product” — минимально жизнеспособный продукт). Когда у нас происходит обсуждение на уровне жюри, мы решаем какой стартап может  представить страну на международном уровне достойно. Это должен быть микс тех. инноваций и предпринимательского подхода, а также одним из критериев является то, насколько проект нацелен на решение глобальных или региональных проблем.

MW: — Были ли стартапы-победители этого года на Seedstars Summit TRIPMYDREAM и GIRAFFE среди фаворитов на отборочном уровне или они развились за временной период с отбора до финала?

Игорь: — Если мы говорим про Giraffe, то надо сказать, что в Африке у нас прошёл региональный Seedstars Africa Summit, где мы собрали победителей местных мероприятий со всей Африки и 15 марокканских проектов, а также выбрали победителя Seedstars Casablanca.

В этом году у нас будет новая модель и её нельзя считать полуфиналом. 
На выбор победителя в этом финале влияли 4 критерия:
  прогресс после наших первых отборов;

  • Открытость к менторам bootcamp. Менторы и инвесторы делились своими отзывами. Инвесторы встречались с каждым понравившимся им стартапом;
  • pitch (“презентация своего проекта за очень короткое время, как правило 1 минута”);
  • впечатления жюри.

Я не знал до последнего кто победит.

MW: — Какие советы ты мог бы дать ребятам со стартап идеей или тем, у кого уже есть собранная команда, но не знают как двигаться вперед?

Игорь: — Очень важно иметь команду и правильно подойти к ее выбору. Если команда уже есть, то лучше, чтобы это были не друзья. По себе знаю, что с друзьями тяжело строить проекты, это возможно, но тяжело и с точки зрения ведения бизнеса. Я не рекомендовал бы.
Если есть команда, то я бы советовал рассмотреть стратегию глобальной компании. Ведь какой смысл тратить время и делать что-то локально? Но это моё персональное мнение. Если задуматься, время — единственный ресурс, который у нас есть, и все мы когда-то умрём. Для меня важно сделать проект, который будет иметь влияние на твою жизнь, на жизнь людей в проекте и желательно на жизнь окружающих нас людей. Ещё раз отмечу, это моё личное видение, я никого не сужу и это абсолютно нормально, когда ребята работают над локальными проектами.

Мне кажется, не имеет смысла делать что-либо если нет интереса, необходима какая-то более высокая конечная цель, например — “я сделал что-то полезное для Н-ного количества людей”.

MW: — По поводу возраста стартаперов. Почему этим занимаются уже состоявшиеся специалисты? Почему этим не занимаются чуть пораньше, еще в школах?

Игорь: — У нас среди стартапов был 13-летний парень из Мьянмы. Кто бы мог подумать?  Конечно, всё идет со школы. Вот тебе противоречие клише, разрыв стереотипа.  Почему у нас так много американцев среди финалистов местных мероприятий? Потому что их обучали предпринимательству со школы, у них появились предпринимательские навыки на раннем этапе. Сейчас существует много глобальных инициатив, которые обучают детей программировать. Конечно, это хорошо обладать такими знаниями, но через год ребёнку это может надоесть. Поэтому, лучше развивать навыки, предприимчивость, научить ребёнка быть суперактивным, любознательным. К сожалению, сейчас это у нас проходит через школу и надеюсь, что в будущем подход к образованию поменяется.

MW: — В конце нашего разговора, чтобы ты хотел сказать читателям?

Игорь: — Во-первых, не откладывай на завтра то, что можно отложить на послезавтра. (смеется)

JUST DO IT. Если ты хочешь что-то сделать — делай.

То есть, я сам по себе знаю, мы всё откладываем начало чего-то большего на понедельник, до лучших времён, на Новый год, мы ищем тысячи причин чтобы оправдать свою лень и бездействие. Не нужно выдумывать крупные бизнес-планы, придумывать стратегии на 20 лет вперёд, нужно просто начать делать и находить пути реализации и решения проблем по мере их возникновения. Начинай действовать, пробуй, тестируй. Ты найдёшь свой подход, свою модель, свою нишу.

MW: — Как быть с мотивацией, когда делаешь проект 15 месяцев и нет никакого результата? Что делать? Ведь не всегда легко.

Игорь: — Я это прекрасно понимаю. Для этого существуют менторы, мероприятия, бизнес-партнеры. Мотивация должна исходить от человека. Если делаешь что-то без страсти, то лучше продавай, отдавай, закрывай. Конечно, если ты хочешь продолжать, но опускаются руки, то тогда тебе стоит найти ментора, пообщаться с мудрыми людьми, не стесняться, найти в LinkedIn полезного человека, написать и попросить о консультации на 20 минут. Возможно, эти 20 минут исправят тебе 20 лет твоей жизни.

MW: — Спасибо за интервью.

Игорь: — Спасибо.

Больше об европейских стартапах ранних стадий (на английском языке) — Startupreporter.eu

Читать далее
Advertisement
Вам также может понравиться

СТАРТАПЫ И БИЗНЕС

Advertisement

Facebook

Популярные статьи